Откуда произошли слова «башкорт» и «бурзян»? Печать
Топонимия

В этом разделе описаны интересные легенды достопримечательностей Бурзянского района, расположенные по туристическому маршруту стоянки «Ологужан». которые вы можете увидеть своими глазами, приехав к нам.

Один человек заблудился и в лесной чаще наткнулся на стаю из пяти волков. Волки не трогают его. И человеку не хочется уходить от них: нигде кругом ни одной живой души, куда ему деваться? Так и стали они жить - пять волков и человек. Некоторое время спустя волки откуда-то привели женщину. Мужчина и женщина стали жить. Появились дети. Число детей росло. Вырастая, дети стали уходить кто куда. Идрис - в одно место, Кулсура - в другое, и остальные - туда, где им понравилось. Будто бы названия бурзянских деревень идут от имен этих детей. С тех пор эта земля стала называться «бер йэн», что означает «одна душа», а род, который постепенно разросся, - башкирским. Слово «башкорт» означает «главный волк», «биш корт» (пять волков) со временем превратилось в «башкорт».

От «бер йэн» до одного района

Бурзяне - очень древнее племя. Из киссы «Бабсак и Кусяк-бий» ведомо, что название «бурзян» происходит от слов «бер йэн» - одна душа. Единственного мальчика оставил кыпсакский предводитель Кусяк-бий, истребивший род бурзянского предводителя Каракулумбета. И вот будто бы от «бер йэн» возродилось бурзянское племя. Из этого вовсе не следует, что кыпсакское племя древнее бурзянского. Бурзяне пришли в эти края раньше кыпсаков - обитали здесь еще во времена ханов-каганов. В старину они кочевали по многим землям. Потом одна их ветвь появилась на Урале и нашла там себе пристанище. Когда туда пришли кыпса-ки, они стали теснить бурзян. С их приходом кончилась мирная жизнь, начались тяжбы за земли и воды. Кыпсаки были воинственными. В то же время бурзяне не уступали им ничего своего.

В свою пору Чингис-хан завоевал много стран. Многие народы поверг он к своим ногам. Завоевал долины Урала, Иделя, места, где сейчас находится Казань, которыми раньше владели булгары. Чингис-хан раздавал тогда племенам тамги. Башкиры получили их тоже. Пришли башкиры на Урал с Алтая. Здесь, обитая вместе с бурзянцами, они смешались с ними.

После смерти Чингиса ханом стал Батый. Тогда башкиры, казахи, бурзяне и многие другие народы приняли ислам.

После смерти Батыя кыпсаки значительно размножились, стали ' они еще воинственнее. Территория их обитания расширилась за пределы горного Урала. Большая часть бурзян осталась в горах, но некоторые бурзянские роды тоже перекочевали в степные районы. Нынешние степные бурзяне - отколовшиеся потомки горных бурзян. Сами горные бурзяне разветвились на роды: Барак, Субхангул.

Предание связывает первоначальное пребывание бурзян (до переселения на Урал) с долиной реки Сырдарьи и с Приаральем. В VI-VII веках бурзяне действительно кочевали в Средней Азии, в долине Мургаба в Бухарском оазисе, где доныне существуют Башкуртские горы.

В XVIII веке территория современного Бурзянского района была населена представителями двух волостей - Бурзянской и Карагай-Кипчакской. В 1798-1855 годах населенные пункты волостей входили в состав шестого, в 1855-1865 годах - пятого башкирских кантонов Верхнеуральского уезда.

Как видно из исторических материалов, многие башкирские деревни возникли в период с 1834 по 1859 год. Этому способствовал указ губернатора Перовского «О сокращении утаров, летних кочевий (джайляу)». Для того чтобы сохранить утары, некоторые семьи из соседних деревень переселялись в них, так возникали новые деревни. Как правило, деревни получали название от имени первого переселенца, или же самого знатного и уважаемого, или же самого старшего жителя деревни.

Деревня Атик (Атиково) - одна из коренных деревень бурзянцев. Согласно легенде, ее основали башкиры бассейна реки Демы. Среди первых переселенцев называются имена Идриса, Зарифа, Адила, Хибата, Хаммата Атиковых. По материалам ревизии приводятся и другие имена: Аллагул, Сулейман, Мин-нигул, Аиткул Атиковы. Атиковы находились в родственных связях с жителями деревень Сибай, Тавлукай (ныне Баймакский район). В частности, из деревни Тавлукай сюда переселилось несколько семей. В первой половине прошлого века Атиково с другими деревнями - Миндигул, Акбулат, Киекбай, Усман, Якшигул, Ярмухамет - входила в десятую юрту шестого кантона. С 1864 года деревня находится в составе 4-й Бурзянской волости, с 1919 года она входит в Бурзянскую волость Зилаирского кантона, ас 1930 - в состав Бурзянского района.

Атиковцы образовали на бурзянской земле несколько деревень, и среди них деревню Усман, основанную в 1786 году. В 1814 году еще 15 семей из Атиково переселились в новую деревню. Образовались Старый Усман и Новый Усман.

Деревню Киекбай (Киекбаево) тоже основали атиковцы, 23 семьи (170 человек) переехали на новое место. Она возникла перед 1834 годом и носит имя Киекбая Юлтимирова. Другое название деревни - Баш-Тире. Через 25 лет в деревне было 40 домов, здесь проживали 300 человек. В 1920 году в 93 домах жили 390 человек. В деревне жили ветеран Отечественной войны 1812 г. Арслангул Халитов (награжден медалью «За взятие Парижа») и участник неудачного Хивинского похода оренбургского губернатора Перовского Ямилха Байназаров.

Среди старейших деревень в районе можно назвать и Акбулат (Акбулато-во). Основали эту деревню в 1816 году 20 семей из деревни Чингизово (ныне Баймакский район) по реке Ямашлы. В деревне в 1859 году проживали 134 (19 хозяйств), в 1920 году 267 (53 хозяйства) человек. В 40-х годах XIX века 26 хозяйств имели 120 коней, 100 коров, 21 овцу, 20 коз. Только несколько хозяйств посеяло 48 пудов зерна.

С конца XVIII века существует деревня Субхангул (Янсары, Ново-Субхангулово). Данный хутор перерос в деревню в период 1795-1811 годов. В 1816 году деревня насчитывала 53 хозяйства. В 1920 году проживали 397 человек.

В 1850-1859 годах возникла новая деревня под названием Старый Субхангул (Старосубхангулово). Второе название - Алакуян тамагы. Основал ее влиятельный вотчинник Субхангул Кильдикаев. Он известен тем, что в 1757 году вместе с сотником Мутаем Аиткуловым из деревни Сибаево и другими вотчинниками-бурзянцами участвовал в продаже барону К. Е. фон Сиверсу и Тимашеву земель по рекам Иргизла и Агидель для Вознесенского медеплавильного завода. В начале XIX века здесь жил старшина Ярмухамет Сирбаев.

Другая деревня Миндигул (Миндигулово) основана субхангуловцами во главе с Миндигулом Тимирбаевым. В1812 году они превратили свою летнюю стоянку (джайляу) в деревню. В новой деревне остался жить 71 человек, в том числе и сыновья Субхангула.

Деревня Мусят (Старомусятово), как поселение бурзянцев, известна с конца XVIII века. В конце 40-х годов часть жителей выделилась из коренного селения и основала Новый Мусят (Новомусятово, другое название - Алакуян-башы, Берлик). В 1816 здесь году было 38 дворов. Основным занятием было скотоводство - на 33 хозяйства приходилось 150 коней, 180 коров, 50 овец, 25 коз. Земледелием почти не занимались - было посеяно 24 пуда озимых и 328 пудов зерновых культур. Жители Мусята имели по реке Нугуш и в местности под названием Бузбия несколько утаров. Один из них - Нугуш - позже стал деревней, которая перестала существовать в начале XX века.

В 1850-1859 годах Галиакбером Абдулмукминовым, переселенцем из деревни Тимясово (Баймакский район), основана на бурзянской земле деревня Галиакбер (Галиакберово).

В деревне Ишдавлет (Ябак), кроме бурзянцев, проживали тамьянцы. Деревня возникла перед восьмой ревизией 1834 года и названа по имени основателя Ишдавлета Ишимгулова.

Еще до 1795 года основана деревня Максют (Максютово). Обстоятельства возникновения деревни неизвестны. В 1795 году было 15 хозяйств, 80 человек.

Более сотни лет Максютово находилось на границе Оренбургской (в которую входили земли восточнее и южнее) и Уфимской губерний (северо-западнее). Река Агидель была в то время важным транспортным путем: по данным Мак-сютовской таможни границу губерний, например, в 1905 году пересекло 25 судов и 917 плотов.

Другая деревня - Гадельгарей (Шульган, Гадельгареево) - известна с начала XIX века. Основоположник - есаул Адильгарей Тимербаев. Во всех архивных документах деревня записана как Адильгарей, когда стала называться Гадельгарей - неизвестно. Основатели деревни - жители соседней деревни Кутаново, что расположена в 16 километрах к югу. По переписи населения 1816 года, в деревне Кутаново проживало 19 семей, а деревня Гадельгареево не указана. Впервые она значится по переписи населения 1834 года. По архивным документам, 13 семей из вышеуказанных 19 семей, проживавших в деревне Кутаново, записаны как жители Гадельгареево. Всего по переписи 1834 года в Гадельгареево проживала 21 семья общей численностью 213 человек (108 мужчин и 105 женщин). Анализируя данные двух переписей, можно сказать, что деревня Гадельгареево возникла в 1825 году. По данным переписи 1859 года, в деревне Гадельгареево также проживала 21 семья, численность населения составляла 329 человек (165 мужчин и 164 женщины). Адильгарей Тимербаев, чьим именем названа деревня, был есаулом в отставке. В ту пору ему было 74 года. Основным занятием местного населения было скотоводство и бортевое пчеловодство. Земледелием почти не занимались. Например, в 1842 году на 213 человек было посеяно 112 пудов зерновых культур.

Башкиры горно-лесной зоны вели полукочевой образ жизни. На местах летних кочевий ставили временные деревянные избы - йорт (дом). Свидетельством этого являются географические названия гор, местностей на расстоянии 5-25 километров от деревни, например, Кульйорт, Тунйорт, Саукайорт, Трансайорт и др.

Деревня Кутан (Кутаново) отмечается в документах с 1795-1811 годов. Ее жители вели полукочевой образ жизни. По данным 1811 года - 19 дворов, а через 43 года зарегистрировано 13 хозяйств и 118 жителей. После разгрома под Оренбургом здесь появился Пугачев. Он переправился через Агидель на Вознесенский завод (ныне с. Иргизлы), что в трех километрах от Кутаново, и сжег его. Отсюда Пугач отправился на Белорешс. До Пугачевского восстания деревня Кутан называлась Мечетле. Была в ней большая мечеть. Когда Пугачев пришел на Вознесенский завод и объявил мобилизацию в свое войско, кутановский мулла стал вести агитацию против него, называя Пугачева бунтовщиком против закона и безбожником. За это Пугачев с левого берега Агидели, с горы, которая теперь называется Пугачевской, обстрелял из пушки мечеть. Пугачевские ядра находили еще совсем недавно на холме, где стояла мечеть. После восстания в Кутаново вместо разрушенной Пугачевым мечети была построена новая.

Из всех населенных пунктов Карагай-Кипчакской волости на территории нынешнего Бурзянского района самой ранней по времени возникновения была деревня Байназар (Байназарово). На карте Уфимского наместничества 1786 года она указана как утар (хутор), переросший в 1812 году в деревню Байназар, когда из Аскарово (Абзелиловский район) по речке Танатар переселилось 30 семей. Деревня носит имя Байназара Ильясова. Он был юртовым старшиной, имел много сыновей: Исянгула, Карагула, Сейфульмулюка и других. В 18 50 году часть жителей этой деревни выехала и обосновалась на берегу речки Kara, так возник Байназар-утары, ныне деревня Билак (Абзелиловский район).

Байназаровцы основали на бурзянской земле несколько деревень. Свои отдельные хутора в устье речки Лубазы на возвышенности Араг-Тау они также объединили в деревни. Из-за таких переселений возникла деревня Наби (На-биево), прежнее название Набиуллы, по имени первопереселенца Набиуллы Марясова.

В 1843-1847 годах баиназаровцами была основана деревня Мурадым (Мурадымово, другое название - Аратау). Основатель - Мурадым Альмухаме-тов, он имел сыновей Ульмасбая, Сулеймана, Насретдина.

Давать названия деревням по именам их первооснователей - старинная традиция. Такие названия имеют многие деревни Бурзянского района. Среди них Абдульмамбет (Абдульмамбетово, другие названия - Кипчак, Игилик, Узян). Она возникла в 1795-1811 годах. Известны имена первых переселенцев - Асылбай и Куяш Абдульмамбетовы. Одно из названий этой деревни закрепилось по имени Игилика Ибрагимова. По историческим источникам известно, что в момент основания деревня именно так и называлась. Сыновья Игилика - Миннигул, Байрамгул, Кильдигул. Последний, участник Отечественной войны 1812 года, дал имя деревне, основанной им в начале XIX века.

По имени Яумбая Кушзитарова названа деревня Яумбай (Яумбаево).

Деревня Тимир (Тимирово) основана в 1786-1790 годах сыном Тимира Ишкильде (старший). Жители Тимира имели три джайляу (летовки)-утара: Кулябе, Байгаза, Бусундубаш. В 1834 году все они получили статус деревень, так как туда на постоянное жительство переселились несколько семей, чтобы сохранить земельные угодья.

Деревня Байгаза (Байгазино) основана сотником Байгазы Кунакбаевым (годы его жизни 1770-1853) и носит имя основателя.

В начале XVIII века Мунасипом Юлдашбаевым на бурзянской земле основана деревня Мунасип (Старомунасипово). Ее жители вели полукочевую жизнь - выезжали на джайляу. Она состояла из 33 домов. В 1842 году на 44 жителя приходилось 500 коней, 200 коров, 40 овец, 15 коз. Было посеяно 24 пуда озимых и 344 пуда зерновых культур.

Время основания мунасиповцами новой деревни относится к 1843- 1850 гг. Основал деревню Исламбай Юмагужин, поэтому первое ее название Исламбай (Исламбаево).

Вотчинниками Тангауровской волости в конце XVIII - начале XIX века основана деревня Аскар (Аскарово). Этому способствовало массовое переселение людей в 1915 году из Стерлитамакского уезда в Верхнеуральский. По этой же причине в 1795 году возникла деревня Магадей (Магадеево).

Одним из самых древних на территории Бурзяна является селение Ир-гизла (Вознесенск). Оно возникло в середине XVII века. В деревне проживало преимущественно русское население. Здесь находился Вознесенский медеплавильный завод. Он был запущен К. Е. фон Сиверсом в 1756 году. В поселке было построено 150 домов, там жили служащие и рабочие завода. Из Казанского уезда были прикреплены к заводу 1000 крестьян. Их пригоняли на работу поэтапно (вахтами) на 4 месяца по 333 человека. На заводе имелось семь медеплавильных печей, три горна и один расковочный молот, выплавлялось до пяти тысяч пудов меди в год.

Земли под завод были куплены у башкир Бурзянской и других волостей, так как к нему приписали 450 рудников. В 1765 году завод был куплен в казну. Условия жизни и труда на заводе были крайне жестокими. От голода, побоев, штрафов страдали как русские, так и башкиры. Поэтому заводские крестьяне активно влились в повстанческую армию Пугачева. Заводское население не только само участвовало в восстании, но и изготовляло для повстанцев порох. Сохранился документ, датированный апрелем 1774 года, где со слов Султангу-ла Тимиркаева указывается, что «...ныне на Авзянском заводе пушки и бомбы льют, на Регизлинском (Иргизлинском) заводе порох делают». После подавления Пугачевского восстания в конце мая 1774 года завод был разрушен .

Относительно молодыми на бурзянской земле можно назвать деревни Кургашлы, Малый Кипчак и Саргая, возникшие после 1920-х годов в ходе экономических и социальных преобразований послереволюционного периода.